Дополнительные негативные факторы подрывают экспорт российского угля

Железнодорожные перевозки российского угля в порты в январе-феврале 2024 года снизились до 30,5 млн т (-3,7 млн т или -10,8% г/г). При этом основное снижение пришлось на высококачественный уголь из Кузбасса и антрацит из Новосибирской области. Негативная динамика обусловлена дефицитом транспортных мощностей в северо-западные и дальневосточные порты, а также остановкой поставок на Тамань.

Поставщики второй месяц подряд приостанавливают отгрузки на Тамань (крупнейший терминал на юге России с мощностью перевалки 25,5 млн т в 2023 году) из-за высоких темпов перевалки, что приводит к отрицательной рентабельности экспорта. В марте заявок на перевозки на Тамань по-прежнему нет, поэтому это направление также покажет отрицательную динамику в текущем месяце по отношению к марту 2023 года, когда было отгружено 2,4 млн т угля.

Кроме того, по предварительным оценкам, санкции против СУЭК и «Мечела» приведут к падению экспорта на 30 млн т в 2024 году, однако потери для международного рынка могут оказаться более существенными из-за распространения санкций на порты. связанных с этими компаниями.

Дополнительное давление на российских поставщиков угля оказывают вновь введённые с 1 марта 2024 года экспортные пошлины, которые могут увеличить себестоимость реализации угля на 4-7%, или на $8,0-12,0/т на условиях CFR в зависимости от курса рубля к доллару. ставка. Экспортерам придется заплатить пошлину уже в марте, даже по заключенным ранее контрактам.

Таким образом, очевидно, что объемы экспорта российского угля снизятся в первом квартале 2024 года, что резко ограничит поставки высокосортного сырья и угля PCI в апреле-мае.

Российские экспортеры не смогут компенсировать потерянные объемы в будущем даже при благоприятной конъюнктуре на международном рынке, поскольку ограниченная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в России сдерживает быстрый рост железнодорожных грузопотоков.